Полезно знать
Родителям и педагогам "Минутки безопасности" для детей
Разъяснения по вопросу обращения родителей в детский сад за ребёнком позже установленного времени.
Отношения между МДОУ «Детский сад №100» и родителями в соответствии со статьёй 53 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" регулируются Договором об образовании по образовательным программам дошкольного образования (далее – Договор об образовании). Таким образом, права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются вышеназванным Федеральным законом, иными федеральными законами, и договором об образовании. Согласно пункту 2.4.6. Договора об образовании родители (законные представители) обязаны обеспечить посещение Воспитанником образовательной организации согласно правилам внутреннего распорядка и забрать ребенка из образовательной организации до 18.00. Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации (далее – Правила), осуществляющей образовательную деятельность. Согласно пункту 2.4.1. Договора об образовании родители (законные представители) обязаны соблюдать требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов детского сада. Согласно пункту 1.5 Договора об образовании Учреждение работает с понедельника по пятницу с 7.30 часов до 18.00 часов, суббота, воскресенье – выходной. Согласно Положению о межведомственном взаимодействии субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Петрозаводского городского округа при выявлении фактов жестокого обращения с детьми и проведении мероприятий, направленных на реабилитацию данной категории детей и защиту их прав, утверждённого постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Петрозаводского городского округа, действия родителей по несвоевременному обращению за ребёнком в детский сад могут расцениваться, как умышленные, пренебрежительные и наносящие ущерб психическому здоровью ребёнка, т.е. жестокое обращение. На основании статьи 65 Семейного Кодекса Российской Федерации родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое обращение. Ребенок, которого в установленное время не забрали родители, по существу остается без присмотра со стороны ответственных лиц. Такой ребенок отвечает критериям безнадзорного ребенка, так как согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» под безнадзорным понимается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей (иных законных представителей).Такой безнадзорный ребенок подлежит передаче в правоохранительные органы. Порядок доставления ребенка в полицию, а также уведомление о таком доставлении родителей и порядок выдачи ребенка родителями регулируется «Инструкцией по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел», утвержденной приказом МВД РФ от 26 мая 2000 года № 569, и рядом других внутриведомственных приказов. При неоднократной передаче ребенка в правоохранительные органы встает вопрос о неисполнении (ненадлежащем исполнении) родителями своих обязанностей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Согласно указаниям статьи 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей родителями или одним из них, представляющими интересы несовершеннолетнего ребенка лицами обязанностей по его воспитанию или содержанию влечет к применению административной ответственности.
Может ли воспитатель давать ребенку лекарственные средства по просьбе родителей?
Должностные обязанности воспитателя дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) определяются трудовым договором и должностной инструкцией. Должностные инструкции работников образования разрабатываются в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов, служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761 Н, в котором обязанности воспитателя по организации и контролю приема лекарственных средств воспитанниками не предусмотрены. Более того, систематизированный прием лекарственных средств по назначению медицинского работника является лечением. Согласно п.8 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323- ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" ( далее - Федеральный закон №323 - ФЗ) лечение- это комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни. Медицинское вмешательство - это выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую и др. направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций (п.5 ст. 2 Федерального закона №323 - ФЗ). Таким образом, воспитатель ДОО не имеет полномочий по организации и контролю приема лекарственных средств воспитанниками, так как не является медицинским работником.
Сколько дней ребенок может отсутствовать в дошкольной образовательной организации без предоставления медицинской справки?
Согласно п.11.3 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26, после перенесенного заболевания, а также отсутствия более пяти дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки. В справке должны быть указаны: диагноз, длительность заболевания, сведения об отсутствии контакта с инфекционными больными.
Какие требования предъявляются к организации прогулок в ДОО в зимний период?
Важнейшей задачей дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) является сохранение и укрепление здоровья детей. Пребывание воспитанников на свежем воздухе имеет большое значение для их физического развития. Так, правильно организованная прогулка помогает осуществлять задачи всестороннего развития детей и входит в систему мероприятий по закаливанию воспитанников в ДОО, т. к. способствует повышению выносливости и устойчивости детского организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Согласно п. 11.5 санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26, рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3–4 ч. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. Рекомендуется организовывать прогулку ежедневно в любую погоду два раза в день:в первую половину дня и вечером. При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать. Кроме того, для обеспечения качественной организации прогулки в зимний период необходимо создание определенных условий на территории ДОО: расчистка участка от снега, сооружение построек для развития основных движений (ходьба, бег, упражнение в равновесии, лазанье, прыжки, метание).
Могут ли вместо родителей забирать воспитанников из дошкольной образовательной организации ближайшие родственники, а также несовершеннолетние родственники?
В соответствии с п. 31 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) участниками образовательных отношений являются:обучающиеся;родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;педагогические работники и их представители;организации, осуществляющие образовательную деятельность.Федеральный закон № 273-ФЗ закрепляет право и возможность представлять интересы ребенка в образовательной организации (далее – ОО) исключительно за родителями или законными представителями. Семейным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (далее – СК РФ) установлено, что все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей (п. 2 ст. 65 СК РФ). При этом согласно ст. 67 СК РФ дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком. Тем самым, бабушка и дедушка могут участвовать в процессе воспитания и образования ребенка, т.е. интересоваться успеваемостью в ОО, оказывать помощь в посещении ОО и пр. Таким образом, в случае, когда родители ребенка не имеют возможности исполнять свои обязанности в полном объеме, в частности, забрать ребенка из ДОО, они вправе частично передать свои полномочия иным родственникам (дедушкам и бабушкам ребенка, а также иным совершеннолетним родственникам). При передаче ребенка доверенному лицу впервые работники ОО должны идентифицировать данное лицо, сравнив его паспортные данные со сведениями, указанными в заявлении родителей или в договоре. В случае отсутствия заявления родителей с вышеуказанными сведениями ОО не вправе передавать несовершеннолетнего посторонним лицам. Передача ребенка третьему лицу, не являющемуся законным представителем, является нарушением прав родителей со стороны ОО, за которое должностные лица ОО могут понести ответственность.
Какие документы подтверждают регистрацию ребенка по месту пребывания / месту жительства?
Регистрацию ребенка по месту пребывания / месту жительства подтверждают: свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства; свидетельство о регистрации по месту пребывания. В отсутствие указанных документов можно предоставить выписки из домовых (поквартирных) книг или алфавитных карточек. В соответствии с пунктами 9 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 , Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293 , родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в первый класс дополнительно предъявляют свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории, или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории. Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 (п. 28 , п. 29 ), регистрация несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется: по месту жительства – путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов). Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства; по месту пребывания – с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания. Формы свидетельства о регистрации по месту жительства (№ 8 ) и свидетельства о регистрации по месту пребывания (№ 3 ) утверждены Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288.
Можно ли передавать воспитанников МДОУ несовершеннолетним?
В силу ст.64 Семейного Кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, без специальных полномочий. Согласно п.1 ст. 63 СК РФ Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. В соответствии с п.1 ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Несовершеннолетние несут ответственность только в рамках, очерченных ГК РФ. Их дееспособность определена ст. 26 и 28 ГК РФ. В соответствии с положениями ст. 1073 ГК РФ ответственность за вред, причинённый несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители). Согласно ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников во время образовательного процесса. Таким образом, за ребенка отвечают его законные представители. Переход ответственности возникает с момента передачи ребенка в МДОУ. С этого момента ответственность за ребенка возлагается на воспитателя и МДОУ. Воспитатель, в свою очередь, обязан после пребывания ребенка в МДОУ передать его только законным представителям. Передавать ребенка несовершеннолетним нельзя в силу того, что несовершеннолетний не приобрел дееспособность в полном объеме. Из этого следует, что нельзя возложить ответственность за одного ребенка на другого ребенка.
На что расходуется родительская плата за посещение детского сада?
Детские сады наряду с обучением по образовательной программе организуют присмотр и уход за детьми: питание, хозяйственно – бытовое обслуживание детей, обеспечивают их гигиену и режим дня. Затраты на эти услуги не включены в финансирование образование (п.4.4 Общих требований, утвержденных приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2015 г. № 1040). Услуги по присмотру и уходу финансируются отдельно за счет бюджета и родительской платы. Верховный суд РФ указал, что установление родительской платы не означает, что ребенок не получает бесплатного дошкольного образования, поскольку плата взимается лишь за содержание детей, а не за дошкольное образование (решение Верховного суда РФ от 27 января 2003 г. № ГКПИ02 – 1399, определение Верховного суда РФ от 3 апреля 2003 г. №КАС03 – 137). Иными словами, родители платят за то, что их ребенка накормят, помогут с умыванием и иными гигиеническими процедурами, вовремя уложат спать и погуляют. При этом детский сад расходует родительскую плату только на то, что определил учредитель. Анализ региональных норм показывает, что в основном средства родительской платы детские сады тратят на приобретение продуктов питания.
Может ли здоровый ребенок из группы, закрытой на карантин, продолжать посещать детский сад?
Согласно п. 8 письма Роспотребнадзора от 12.09.2009 № 01/13438-9-23 "О неотложных мерах по недопущению распространения гриппа в дошкольных и общеобразовательных учреждениях" руководителям территориальных органов Роспотребнадзора предписано при одновременном отсутствии в классе, группе или в дошкольном и общеобразовательном учреждениях более 20% детей, заболевших гриппом и острыми респираторными инфекциями, приостановить посещение детьми класса, группы или учреждения на срок не менее 7 дней. В соответствии с п. 3 ч. 1. ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее – Закон № 255-ФЗ) обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случае карантина, посещающего дошкольную образовательную организацию (далее – ДОО) ребенка в возрасте до 7 лет. Согласно п. 43 приказа Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" (далее – Приказ Минздравсоцразития России № 624н) при карантине листок нетрудоспособности по уходу за ребенком до 7 лет, посещающим ДОО, выдается лечащим врачом, который осуществляет наблюдение за ребенком, одному из работающих членов семьи (опекуну) на весь период карантина, установленного на основании решения Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ (муниципалитета). Таким образом, воспитанники ДОО, которые не болеют, не могут продолжать ходить в детский сад, если посещение их группы приостановлено в рамках карантина, установленного на основании решения Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ (муниципалитета). При этом один из родителей вправе получить листок нетрудоспособности от лечащего педиатра на весь период карантина.
Видеосъемка в детском саду и ее согласование с администрацией детского сада.
Уважаемые родители! В соответствии с п.1 ст.152.1 Гражданского кодекса РФ обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. В соответствии с п.1 ст. 64 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Таким образом, для организации видеосъемки необходимо согласие родителей (законных представителей) детей, участвующих в конкретном мероприятии детского сада (утренники, спортивные соревнования, театрализованные спектакли и т.д.) Данный вопрос разрешается непосредственно между видеооператором и родителями, т.е. согласие должен получить непосредственно видеооператор. Так как дошкольное учреждение не является местом, открытым для свободного посещения, а организованные в нем мероприятия не являются публичными, в целях соблюдения антитеррористической защищенности учреждения родителям необходимо согласовать с руководителем нахождение видеооператора на территории учреждения, а также возможность его перемещения по залу во время мероприятия и иные организационные вопросы. В день проведения видеосъемки видеооператор должен предъявить документ, удостоверяющий личность. Ответственность за распространение видеоизображения детей, чьи родители (законные представители) не дали на это согласие, несет видеооператор. Сотрудники образовательного учреждения не имеют отношения к сбору денежных средств за проведение видеосъемки и распространению видеопродукции.
Требования к организации работы ДОУ в период проведения вакцинации против полиомиелита.
Иммунизация детей против полиомиелита осуществляется в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, вакцинами, разрешенными к применению на территории Российской Федерации в установленном порядке (пункт 8.1 СП 3.1.2951-11 «Профилактика полиомиелита»).
Пунктом 9.5 СП 3.1.2951-11 «Профилактика полиомиелита» установлено, что в медицинских организациях, дошкольных организациях и общеобразовательных учреждениях, летних оздоровительных организациях детей, не имеющих сведений об иммунизации против полиомиелита, не привитых против полиомиелита или получивших менее 3 доз полиомиелитной вакцины, разобщают с детьми, привитыми вакциной ОПВ в течение последних 60 дней, на срок - 60 дней с момента получения детьми последней прививки ОПВ.
Данное требование направлено на предупреждение инфицирования и заболевания незащищенного (не привитого) ребенка и, по существу, повторяет пункт 4.4 ранее действовавших санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1Л.2343-08, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.03.2008 № 16 и проверенных на соответствие действующему законодательству в соответствующей части Верховным Судом Российской Федерации (определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2011 № КАС11-328).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.Формулировка пункта 9.5 СП 3.1.2951-11 не предусматривает отказ в приеме в лечебно-профилактические и другие организации детей, не имеющих сведений об иммунизации против полиомиелита, однако обязывает указанные организации изолировать таких детей от детей, привитых оральной полиовакциной (ОПВ) в течение последних 60 дней.
В целях обеспечения права на жизнь и здоровье ребенка, гарантированные статьей 41 Конституции Российской Федерации, статьей 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также пунктом 2 статьи 6 Конвенции о правах ребенка, где указано, что «дети имеют неотъемлемое право на жизнь и здоровье», руководство детского учреждения должно предложить ребенку посещение другой группы, в которой вакцинация против полиомиелита не проводится.
Ребенок, не имеющий прививок против полиомиелита (незащищенный) может быть принят в любое другое детское учреждение при условии отсутствия риска для его здоровья, который возникает при его контакте с другими привитыми живой полиомиелитной вакциной детьми в течение 2-х месяцев с момента вакцинации. Обращаем внимание, что для привитых детей такой риск отсутствует.
Допуск незащищенного ребенка в детский коллектив, где заведомо имеется риск его заболевания, является прямым нарушением действующего федерального законодательства, в связи с чем в случае приема не привитого ребенка в детское дошкольное учреждение и его последующего заболевания вакциноассоциированным паралитическим полиомиелитом ответственные лица детского дошкольного учреждения, независимо от наличия заявлений от родителей об информировании о существующих рисках, могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.